Что такое восстановление бухгалтерского и налогового учета?


Согласно действующему законодательству каждая организация должна осуществлять бухгалтерский и налоговый учет без перерывов, на постоянной основе с момента государственной регистрации юрлица, а также своевременно передавать необходимую отчетность в контролирующие органы. Но зачастую обстоятельства в коммерческой деятельности складываются так, что бухгалтерский и налоговый учет прерывается, в нем появляются ошибки, пробелы, расхождения. В таком случае компании требуется восстановление нарушенного процесса.

Что важно иметь в виду при восстановлении бухучета

Важно, чтобы данные манипуляции с документами производили высококвалифицированные специалисты, имеющие безупречные познания в организации и ведении бухучета, налогообложения, налогового и гражданского права. Оттого, насколько подготовленным окажется специалист, нанятый вами для восстановления учета, зависит, будет ли руководство компании привлечено к ответственности, удастся ли избежать штрафов со стороны фискальных органов, и насколько профессионально будет организован бухгалтерский учет в дальнейшем.

Обстоятельства, при которых требуется восстановление учета:

  • Утрата первичной бухгалтерской документации или отчетности в силу различных непредвиденных обстоятельств (например, форс-мажорное происшествие на предприятии, пожар или наводнение)
  • Пробелы и пропуски в учете по причине временного отсутствия бухгалтера в компании либо его некомпетентности и низкого профессионализма
  • Обнаружение по результатам аудиторской или налоговой проверки расхождений или пропусков, пробелов в учетной документации
  • Обнаружение несданных налоговых деклараций и иной отчетности, и как следствие наличие неуплаченных своевременно налоговых платежей

а также иные подобные обстоятельства.

Варианты восстановления бухгалтерского и налогового учета

Во-первых, восстановление может быть полным. Такая процедура проводится, когда требуется восстановление всей документации, пересмотр всех регистров учета и одновременно сдача пропущенной отчетности в контролирующие органы. Полное восстановление – это трудоемкий и длительный процесс, который начинается с перепроверки и воссоздания первичной документации компании и, как правило, влечет корректировку всех налоговых деклараций и дополнительную уплату обязательных налоговых платежей. Во-вторых, восстановление может быть частичным, то есть затрагивающим только некоторые регистры учета. От сложности и трудоемкости работы по восстановлению будет завесить соответственно время ее выполнения и стоимость услуг профессионального бухгалтера.

Ответственность за ненадлежащее ведение бухгалтерского и налогового учета

Некоторые собственники бизнеса довольно халатно относятся к строгим требованиям ведения бухгалтерского и налогового учета. Однако Вы должны иметь в виду, что законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение бухгалтерской и налоговой отчетности. Так, за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ) грозит административный штраф в размере 2000-3000 рублей, а за несоблюдение сроков и порядка предоставления сведений о валютных операциях – штраф 4000-5000 рублей (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). Если компания уклонялась от уплаты налогов, а бухгалтер включал в налоговую декларацию ложные сведения, то руководящий состав фирмы может быть привлечен и к уголовной ответственности.

Что получает клиент по итогу проведения процедуры восстановления учета

Необходимо понимать, что чем раньше будут обнаружены и устранены пробелы и ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, тем больше шансов у организации избежать штрафных санкций со стороны фискальных органов, а в некоторых случаях и ареста банковских счетов компании. Поэтому если в вашей организации была выявлена проблема неграмотного ведения учетной документации, как можно скорее обращайтесь за квалифицированной помощью к профессионалам.

Бухгалтерская документация, приведенная в полный порядок, обеспечивает вам:

  • Быстрое и беспрепятственное прохождение любой налоговой и аудиторской проверки
  • Уменьшение налоговых рисков
  • Прозрачность и ясность всех финансовых операций, проводимых в компании, получение объективной картины финансового положения фирмы