CVP-анализ


В данной статье хотелось бы обратить внимание на анализ в управленческом учете, а именно на CVP-анализ («Cost-Volume-Profit» – «затраты-объем-прибыль») и маржинальный учет. Данное направление незаслужено забыто или осталось в тени БДР и БДДС. (Приношу свои извинения за большое количество терминов и определений, но без них очень тяжело говорить о конкретных явлениях.)

CVP-анализ

  • это метод оптимального распределения ресурсов по видам продукции и принятия решения о производстве товаров.
  • зачастую называют определением точки безубыточности. Он помогает определить объем продаж, необходимый для покрытия затрат и достижения желаемой прибыли.
  • позволяет определить, как повлияют на прибыль изменения продажной цены, переменных и постоянных затрат, а также доходов.

На какие вопросы отвечает CVP-анализ:

  1. Как менеджеру определить, сколько продукции необходимо произвести и реализовать, чтобы покрыть все затраты?
  2. Сколько надо произвести для того, чтобы обеспечить желаемую прибыль?
  3. Как определить точку безубыточности?
  4. При изменении стоимости сырья на 10% на сколько измениться общая цена товара?

Рассмотрим механизм формирования налогооблагаемой прибыли от реализации продукции в соответствии с системой анализа CVP.

Вклад в формирование прибыли – сумма, остающаяся после вычитания переменных издержек из доходов от продаж и распределяющаяся сначала на покрытие постоянных издержек, а затем – на прибыль.

На основании схемы рассмотрим основные моменты, влияющие на формирование прибыли от реализации продукции и на достижение точки безубыточности.

Условия, при которых формируется налогооблагаемая прибыль предприятия Условия, при которых достигается точка безубыточности (ТБ) Условия, при которых деятельность предприятия убыточна
ВД > Ипер + Ипост + Нцены ВД = Ипер + Ипост + Нцены ВД < Ипер + Ипост + Нцены

Концепция CVP-анализа представляет собой скорее способ мышления финансиста или финансового директора, чем механический набор процедур. Для того чтобы соединить воедино структуру и оптимальную комбинацию издержек, продажную цену и объем продаж, необходимо научиться или настроиться мыслить понятиями единичного вклада в формирование прибыли (маржинальной прибыли), точки безубыточности, структуры продаж и другими понятиями, из которых состоит CVP-анализ. При этом все эти характеристики динамичны, так как изменения в одном вызывают изменения в других – они могут быть не видны сразу, но менеджер должен их предвидеть и просчитать.

Следует отметить, что у данного анализа есть ограничения к применению:

  1. Издержки должны быть четко разделены на Ипост и Ипер
  2. Поведение как доходов, так и издержек линейно на всем рассматриваемом пространстве. * Экономисты не согласятся с этим, так как они могут сказать, что изменения в объеме вызовут изменения как в прибыли, так и в издержках таким образом, что зависимости станут нелинейными.
  3. При проведении расчетов по определению ТБ предполагается, что товароматериальные запасы НЕ изменяются.
  4. Число произведенных единиц равно числу проданных.
  5. Состав продаж постоянен.
  6. Производительность и эффективность труда рабочего и оборудования НЕ изменяется на всем рассматриваемом временном пространстве.
  7. Расчеты производятся с недисконтированными денежными потоками.