Что такое бизнес-план? Какова его структура? Как представить его потенциальным инвесторам?


Начнем с самого-самого начала.

Любая бизнес-идея отражается в формулировках миссии, целей и задач организации.

Избитое и затертое слово «миссия» в последнее время потеряло свою ценность, и многие его воспринимают как что-то лишнее и пустое, забывая, что именно миссия компании является ядром бизнеса, его основой основ.

Продумайте свою миссию, поймите, чем она будет отличаться от целей и задач.

«Миссия – это «клей», который не позволяет компании распасться по мере роста децентрализации, диверсификации».

Рассмотрим миссии известных компаний:

  • Kodak: «Мы помогаем миру создавать воспоминания и зарабатывать деньги».
  • Диснейленд: «Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе».
  • Google: «организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной».
  • Facebook: «дать людям возможность общаться, сделать мир более открытым и единым».
  • ИКЕА: «Изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей».
  • Harley-Davidson: «Мы осуществляем мечты людей, используя наш опыт создания самых лучших мотоциклов!»
  • Яндекс: «помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни».

Таким образом, мы видим, что мировые гиганты в разных направлениях деятельности не только имеют миссии, но и следуют им. Они достаточно объективны и совсем не вызывают смех или улыбки сотрудников.

Исходя из миссии вашего проекта следует поставить цели. Постарайтесь кратко сформулировать основную цель проекта, укажите группы подцелей, желательно, чтобы групп было не больше трех. Если их получилось больше, то Вам предстоит расставить приоритеты, иначе может получиться как в известной пословице: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Идем дальше.

Именно сейчас и здесь надо определиться со сроками и этапами становления вашего проекта. Для определения этапов можно выбрать два направления: либо обозначить сроки и конкретный результат, который Вы достигнете, либо найти события, предметы или действия, которые обозначат этапы реализации Вашего проекта.

Следующий шаг – это постановка задач в соответствии с миссией, целями и этапами становления проекта реальным продуктом. Про правильность постановки задач уже много сказано и написано, Интернет пестрит разными материалами, поэтому мы на этом останавливаться не будем.

Итак, мы дошли до момента оформления всего вышесказанного в резюме бизнес-плана.

Рассмотрим на какие вопросы надо ответить в резюме.

  • В чем состоит цель проекта и какие задачи надо решить для достижения этой цели?
  • Какие проблемы будут препятствовать успешному решению перечисленных задач?
  • Производством и реализацией какого товара (оказанием каких услуг) будет заниматься Ваша компания?
  • Кто будет Вашим покупателем?
  • Каким будет объем продаж (выручка от реализации) за первый год работы?
  • Какова сумма всех затрат на реализацию проекта?
  • Какова организационно-правовая форма предприятия?
  • Сколько будет привлечено наемных работников?
  • Каковы источники финансирования проекта?
  • Цифровые показатели
  • Обозначение количества приложений.

Следующий раздел – это обзор рынка, на котором вы собираетесь работать (или маркетинговые исследования).

  • Какой именно товар (или какую услугу) Вы предлагаете покупателям
  • Какие потребности удовлетворяет товар (услуга)?
  • В каких сферах его можно использовать?
  • Какие характеристики делают товары (услуги) уникальными?
  • Какие аргументы подтверждают Вашу уверенность в успехе проекта? (И здесь хорошо бы сослаться на проведенный SWOT-анализ.)

Помните, резюме не должно состоять более чем из 2 страниц. Маркетинговый план – не более 5 страниц, если у Вас получается больше, то следует делать выдержки, а основные расчеты, дополнительные вспомогательные материалы выносить в Приложения.

Следующий шаг – производственный план, здесь достаточно кратко отобразите все бизнес-процессы вашего проекта и их последовательность, обоснуйте производственные мощности, выбор месторасположения предприятия (близость к клиентам, поставщикам сырья, доступность рабочей силы, транспорта и т.д.).

Организационный план – зачастую он содержит обоснование выбора организационно-правовой формы компании и количества персонала, который будет задействован в проекте.

И наконец, мы переходим к самому интересному и самому обширному разделу бизнес-плана – финансовому плану, который дает ответ на вопрос «Где деньги, и когда они появятся в проекте».

Конечно же он начинается с плана продаж. Прогноз объема продаж на первый год (с помесячной разбивкой) работы предприятия составляется для реалистического сценария реализации проекта. А если это стартап, то следует отметить период, на протяжении которого будут только вливания без продаж потенциальным клиентам.

Далее следует план маркетинга. Он представлен следующими составляющими:

  • Требуемое качества товара (услуг) (конкретные потребительские характеристики товара (услуги), важные с точки зрения покупателей).
  • Цены (обоснование оптимальных цен на товар (услуг) с учетом затрат, цен конкурентов, вопросов имиджа и т. д.).
  •  Каналы сбыта (методы реализации товаров (услуг): самостоятельно, через посредников, по предварительным заказам и т. д.)
  • Продвижение и реклама (методы доведения до клиентов информации о товарах (услугах).

Естественно, все это должно быть оцифровано. Обоснования капитальных затрат и укрупненный перечень необходимого оборудования привести в таблицах.

Особо уделить внимание на такие момент как:

  1. Затраты на сырье и материалы. В таблицах приведите характеристики необходимого сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, основных и вспомогательных материалов, запасных частей.
  2. Рассчитать расходы на персонал и расходы на оплату труда, основные расходы на ведение деятельности.
  3. Провести анализ рисков, вывести конечный результат по работе проекта. Желательно это сделать в трех вариантах: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный.

Когда вы будете работать над версиями своего финансового плана, у вас появиться возможность обдумать все препятствия: проанализируйте путь к успеху с точки зрения возможных препятствий, подумайте о том, с какими препятствиями Вы можете столкнуться, и как Вы можете их преодолеть. Постарайтесь выработать видение возможностей решения в любых ситуациях. Помните, что трудности закаляют, а ошибки способствуют научению.

Все обозначенные разделы следует закончить выводом по проекту – краткими, точечными и четкими. И постарайтесь еще дополнить свой бизнес-план меморандумом о конфиденциальности.

Когда все это готово, можно идти к инвестору.

Вы провели глобальную работу, верите в свой успех, продумали все плюсы и минусы, и для вас уже не осталось темных и потаенных мест вашего проекта. Вы готовы ответить на любой каверзный и неудобный вопрос инвестора.

Дело за малым – выбрать площадку, выбрать инвестора, выбрать время и место встречи.

Теперь задумаемся над тем, как нам себя подать:

  • Во-первых, если вы реально делали все сами, вы просто эксперт в своем вопросе, вы переработали всю доступную информацию.
  • Во-вторых, вы можете рассказать о достоинствах своего проекта и перекрыть ими любые недостатки.
  • В-третьих, вы, перед тем как идти к инвестору, рассмотрели его портфель или попытались узнать проекты, в которые он инвестировал. (Это обязательный пункт!)
  • В-четвертых, вы просто верите в силу своего проекта, и ваша сила убеждения должна себя показать в полной красе, презентация вашего проекта должна быть яркой, лаконичной и запоминающейся.

И не забудьте, что встречают по одежке, а провожают сами понимаете… по качеству проекта. Если вы не можете организовать себя, как вы организуете других и будете управлять проектом?

Не стоит на презентацию проекта приглашать всех, кто может красиво сидеть и кивать головой. Группа поддержки может состоять максимум из 2 людей, которые так или иначе будут принимать участие в презентации. Остальных оставьте «болеть» за дверью.

И не надо давить на инвестора, дайте ему время подумать и прикинуть, насколько вы ему интересны. При этом оставлять его один на один с проектом надолго не стоит – попросите обозначить время принятия решения. Это даст вам время исправить ошибки в своей презентации и при выступлении на другой площадке подать себя в более выгодном свете.

На этом сегодня прощаемся и оставляем вас на время для подготовки своего проекта к презентации для инвестора.